Новые стандарты жилой застройки улучшают экологическую ситуацию в районах

2
Научная лаборатория по аэродинамическим испытаниям МГСУ провела исследование по оценке пешеходной комфортности ряда участков городской застройки с точки зрения скорости и направления ветра. Промежуточные результаты подтверждают, что в застройке, соответствующей новым стандартам и формирующейся по квартальному принципу, показатели комфортности выше.
1
Расчетно-экспериментальное моделирование, проводившееся в специальной аэродинамической трубе, показало, что тип застройки самым непосредственным образом влияет на т.н. биоклиматическую комфортность пребывания в ней пешеходов. Усиленные потоки ветра неприятны и зачастую небезопасны, с другой стороны, в зонах с низкими скоростями ветра возникают повышенные концентрации вредных веществ в виде газов и химически-активной пыли, содержащихся в воздухе.

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: «Те стандарты жилой застройки, которые вводятся в Москве по поручению мэра Сергея Семеновича Собянина, решают не только задачу внешней привлекательности и пропорций пространства, функционала, с разделением на общественные территории и жилые, но и, в том числе, задачу экологической ситуации в этих районах. Исследования, проводившиеся в аэродинамической трубе МГСУ, подтверждают, что новая конфигурация и принципы жилой застройки работают в плане экологии заметно лучше, чем в формате застройки предыдущих лет, и движением воздуха формируется совсем другой уровень комфорта».

Проводимая МГСУ оценка ветрового комфорта в условиях городской застройки является первым подобным опытом в России, где действующими нормативами такой показатель пока не рассматривается.


А, например, в Нидерландах подобный национальный стандарт введен еще в 2006 году и является полноценной основой для нормативного контроля за проектной практикой в части критериев биоклиматической комфортности (стандарт NEN 8100).
1
Такие критерии непосредственно для Москвы и Московской области приводятся в МДС 20-1.2006 «Временные рекомендации по назначению нагрузок и воздействий, действующих на многофункциональные высотные здания и комплексы в Москве» и МГСН 4.19-05 «Многофункциональные высотные здания и комплексы». Впрочем, речь идет, прежде всего, о безопасности и устойчивости к нагрузкам самих зданий, но не комфортности среды между ними.

Методики, предлагаемые в данных нормах, построены на изучении статистической информации о направлении и повторяемости ветра непосредственно на площадке строительства, в то время как некоторые параметры необходимо определять экспериментально в специализированных аэродинамических трубах архитектурно-строительного типа или путем численного моделирования.

Мировая практика проведения таких исследований показывает, что несмотря на высокую скорость и сравнительно более низкую стоимость проведения численного моделирования в специализированных, сертифицированных программных пакетах (ANSYS CFX, ANSYS FLUENT,STAR-CCM+, OPENFOAM, STAR-CD), требуется проведение экспериментального моделирования в аэродинамической трубе (Рисунок 1) с целью верификации программного пакета, что связано с большим разнообразием вариантов численного решения поставленной задачи (различные модели турбулентности, варианты построения расчетной сетки и т.д.), именно поэтому оптимальным и наиболее достоверным методом исследования является расчетно-экспериментальное моделирование.
2
Общий подход к оценке пешеходной биоклиматической комфортности опирается на значение граничного показателя среднечасовой скорости ветра, с которым сравниваются полученные путем моделирования данные. Данный показатель по разным источникам колеблется от 3,6 до 6 м/с, и зависит от множества факторов, таких как время года и предназначение исследуемой территории

— находясь на уличных террасах кафе и ресторанов, игровых площадках, прогулочных аллеях, парковках, пешеходных тротуарах и эксплуатируемых крышах при одних и тех же показателях ветра можно чувствовать себя комфортно или наоборот.

Вероятность превышения граничного показателя определяет степень комфортности ветровых условий на территории исследуемого объекта.
Проведение подобных исследований на этапе проектирования помогает существенно повысить комфортность пребывания человека на территории исследуемого объекта, что особенно актуально для районов с плотной застройкой, а также районов с высотными зданиями. Также на основании полученных результатов можно сделать выводы о наличии зон с низкими скоростями ветра (менее 1 м/с), в которых могут скапливаться вредные вещества, химически-активная пыль.

По результатам проведения оценки аэродинамической комфортности участков городской застройки можно сделать выводы о качестве предлагаемого проектного решения и, в случае необходимости, о проведении мероприятий по его оптимизации путем проектирования соответствующего размещения зеленых насаждений и ветрозащитных конструкций.
1
2

Редакция портала благодарит за помощь заведующую Научной лабораторией МГСУ, к.т.н., доц. Ольгу Поддаеву.

Ссылка на оригинал